В советский период деятелей белого движения осуждали и преследовали. Вы не увидите совместных «дружелюбных» фотографий «бывших красных» и «бывших белых» (как это было популярно, например, в США после их Гражданской).
Многие известные белые офицеры были приговорены к расстрелу или к длительным срокам заключения, как после Гражданской войны, так и уже в 1920-е, 1930-е, 1940-е гг.
Но с конца восьмидесятых начались юридические реабилитации белых военачальников. Так, доброе имя яркому представителю белого движения в Сибири, генералу Анатолию Николаевичу Пепеляеву (который был приговорен к «высшей мере» в 1938 году), вернули еще в 1989 году.
В 1992 году оправдали Михаила Васильевича Ханжина (десять лет лагерей), который командовал Западной армией Колчака. В 1996 году был реабилитирован Сергей Николаевич Войцеховский.
Антона Ивановича Деникина никто никогда не судил, так как он оказался в эмиграции. Но известно, что к этому белому военачальнику хорошо относится лично В.В. Путин, президент Российской Федерации (причем это выражается в конкретных мерах по сохранению памяти о Деникине).
По сей день не реабилитирован Верховный правитель Александр Васильевич Колчак. Впрочем, многие сторонники белого движения считают, что это и не нужно, так как в Гражданской войне все хороши, но крах советского строя уже де-факто оправдал Колчака (поскольку теперь его личность можно изучать беспристрастно).
Но есть ряд деятелей белого движения, которые приобрели весьма мрачную репутацию даже среди самих белых. Они вели свою собственную игру, совершали военные преступления, некоторые — сотрудничали с нацистами или японцами. Таких людей пытались реабилитировать в девяностые, но даже тогда поступки данных деятелей были признаны неоправданными. В качестве примеров — пять известных фамилий (список, разумеется, далеко не полный).
1. Григорий Михайлович Семёнов.
Забайкальский атаман, прославившийся крайне тесным сотрудничеством с японскими интервентами, фактически держался на их штыках и даже противопоставлял себя центральной власти (хоть и признал номинально власть Колчака).
Семеновцы на Дальнем Востоке так и не дали Колчаку подкреплений в решающий момент борьбы. А сторонники атамана прославились откровенно бандитскими выходками не только на Дальнем Востоке, но и за рубежом. Деятельность Семенова осуждают в мемуарах/допросах даже сами белые (включая Колчака), равно как и интервенты.
«Все это делалось под видом борьбы с большевизмом, но «понятие» о том, кто большевик, было слишком неопределенно…» (с) С.П. Мельгунов. Трагедия адмирала Колчака.
Во многом, такие как Семенов способствовали усилению партизанского движения.
Оказавшись в эмиграции, Семенов продолжал сотрудничать с японцами. Взгляды его были откровенно фашистские, а в 1945 году атамана поймали и привезли в СССР, где и приговорили к «высшей мере».
Дело Г.М. Семенова пересматривали в девяностые. Оправдали (как и всех прочих) только по своеобразной 58 статье. В остальном — реабилитации не подлежит.
2. Андрей Григорьевич Шкуро.
А.Г. Шкуро был кубанским казаком и популярным кавалерийским командиром в годы Гражданской войны.
Правда, уже тогда Шкуро и его «волки» прославились грабежами, погромами и отсутствием дисциплины. Барон П.Н. Врангель сравнивал отряды Шкуро с «вольницей Стеньки Разина». При первой возможности «черный барон» уволил А.Г. Шкуро.
Возможно, генерал Шкуро и не появился бы в этом своеобразном списке, так как он оказался в эмиграции.
Но в период Второй мировой войны Шкуро поддержал Третий Рейх, попытался даже воссоздать свои «волчьи сотни».
Однако, в 1945 году его выдали советским властям англичане. Ситуация довольно ироничная, ведь А.Г. Шкуро был… кавалером Ордена Бани (британский рыцарский орден).
Приговорен к «высшей мере» в 1947 году, реабилитации не подлежит.
3. Борис Владимирович Анненков.
Один из наиболее одиозных деятелей Гражданской войны. Его «гусары и уланы» прославились не только вычурной униформой, но и крайней жестокостью. Не только в отношении мирных жителей, «анненковцы» известны также жуткими расправами над «коллегами-белогвардейцами».
Сбежал в Китай, но в 1926 году его выдал чекистам один из китайских «варлордов». Анненкова судили и приговорили, сами догадываетесь к чему.
Тем не менее, и его попытались реабилитировать в девяностые. Но Верховный суд не пошел навстречу таким пожеланиям:
«Может, Анненков был прав, что в какой-то момент… головорезы стали неуправляемы, чинили погромы, грабили и убивали без оглядки на своего командующего. Однако таковыми их сделал он, Анненков…» (с) Генерал-лейтенант юстиции Д. М. Заика, полковник юстиции В. А. Бобренёв.
4. Роман Фёдорович фон Унгерн-Штернберг.
Тоже личность известная. Сторонник возрождения «Срединного государства». Фанатичный полевой командир, захвативший в 1921 году нынешнюю столицу Монголии.
Однако попытка барона Унгерна вновь перенести войну на территорию Советской России полностью провалилась. И в том же 1921 году его осудили.
Унгерна тоже попытались оправдать в девяностые, тоже не вышло.
5. Пётр Николаевич Краснов.
Донской атаман, который опирался на немецкую поддержку еще в годы Гражданской войны.
Краснова нынешние правые часто противопоставляют Деникину: тогда как Антон Иванович нацистов осудил, Пётр Николаевич нацистов поздравлял и пошел им служить. Деникин пытался остаться верным принципам, Краснов действовал по обстоятельствам, не брезгуя ничем. Весьма характерные позиции и судьбы двух заметных деятелей белого движения на юге России.
Впрочем, сами белые (начиная с Деникина) обвиняли Краснова в попытке создать независимое донское государство.
В любом случае, Краснов, как и уже упомянутый Шкуро, попал к советским властям.
Разумеется, также не подлежит реабилитации, хотя его чаще прочих (почему-то) стараются оправдать.
Вот такой набор «деятелей». Понятно, что у сторонников упомянутых личностей есть один главный аргумент: если бы они выиграли, их бы не осудили.
Впрочем, на мой взгляд это не так: центральная белая власть, в случае победы, должна была бы как-то разобраться с этими «окраинными атаманами» и «полевыми командирами». Они своими выходками сделали для победы РККА очень и очень много. По моему мнению, нет оправдания и тем, кто пошел служить Гитлеру из-за жажды реванша.
Кстати говоря, многие одиозные деятели советской эпохи — такие как Николай Иванович Ежов, Генрих Григорьевич Ягода, Израиль Моисеевич Леплевский, Генрих Эрнестович Штубис (Заковский), Яков Саулович Агранов и прочие «красные Анненковы» (хотя далеко не все) — также признаны не подлежащими реабилитации…