«Муж бросил и меня, и детей, нашел в России другую и теперь даже деньгами не помогает. Своего дома у нас нет, а к родителям я вернуться не могу – не примут, да и общество осудит. Пришлось оставить детей и уехать на заработки», – пожаловалась как-то в разговоре знакомая из Таджикистана.
С Зульфией я познакомилась случайно, когда выпытывала у повара одного из восточных кафе Подмосковья рецепт лагмана. Женщина мыла там посуду, а в свободное время торговала мясом на базаре. Мы разговорились, и я не сдержалась и полюбопытствовала, как ее супруг относится к тому, что она работает отдельно, не ревнует ли. Просто слышала, что большинство таджиков – жуткие собственники, поэтому их жены часто работают рядом, к примеру, он – на стройке, а она варит еду для бригады.
Как же было неловко, когда Зульфия вдруг расплакалась и рассказала, что муж бросил ее вместе с тремя детьми. Оказывается, пять лет назад он уехал на заработки, но в прошлом году вдруг перестал присылать деньги. Даже своим родителям практически не помогает, звонит редко и общается сухо. Естественно, те заволновались и через земляков выяснили, что сын завел в России вторую семью.
По словам Зульфии, для Таджикистана такая ситуация не редкость. Мужчины вдали от родины скучают по женскому вниманию и заботе, поэтому ищут себе постоянную спутницу. Меня поразило, что с первой женой обычно не разводятся, по крайней мере сразу. Ислам разрешает мужчине иметь четыре жены одновременно, поэтому новый союз часто не регистрируют в загсе, вместо этого проводят мусульманский брачный обряд – никах.
Вот только Зульфия говорит, что насихат (наставление в исламе) предписывает мужчине нести ответственность и одинаково содержать всех жен и детей. Однако реальность такова, что большинство таджиков, решивших завести в России вторую семью, попросту забывают о той, что осталась на родине.
«Наших женщин с детства приучают вести хозяйство и воспитывать детей, едва окончили школу – выдают замуж, после чего уже нельзя вернуться к своим родителям – общество осудит. Жена входит в род мужа, он же должен содержать семью», – сетует Зульфия.
По ее словам, невесток редко прописывают в новом доме, который часто принадлежит родителям супруга. Если он долго не показывается и перестает помогать деньгами, женщину с детьми зачастую попросту выгоняют. Зульфия говорит, что ей «повезло»: договорилась со свекровью, чтобы та присматривала за ее детьми в обмен на материальную помощь. Однако мне кажется, что везение это весьма сомнительное, ведь проблема жилья остается, а знакомой когда-нибудь придется вернуться на родину.
Однако Зульфия уверяет, что могло быть и хуже. К примеру, ее соседка живет с сыном в доме супруга на средства его родственников. Однако мужчина давно завел в России другую семью и возвращаться не собирается. Теперь его братья собираются присвоить его дом за то, что не помогает родителям.
Другую таджичку выставили на улицу после того, как ее муж привел домой вторую жену. Больше всего меня поражает тот факт, что вместе с женщинами выгоняют и детей, то есть свою родню. Зульфия поделилась, что иногда наследника оставляют, а вот судьба дочерей и внучек мало кого интересует.
Сами таджички, лишившись поддержки супруга, перебиваются по-разному. Одни договариваются с родственниками и уезжают на заработки, другие живут на «птичьих правах» на их деньги, третьи пытаются кому-нибудь оставить детей и опять-таки найти деньги.
Меня поразило, что женщины в Таджикистане даже в официальном браке не могут себя защитить. Супруг или его родственники запросто могут выгнать из дома и добиться развода, ссылаясь на традиции. Любопытно, что общество часто порицает не мужчину за вторую семью, а оставшуюся у разбитого корыта женщину. Как вы думаете, почему так происходит и что можно посоветовать таджичкам?